Особенности развития ребенка

В соответствии с отечественными разработками и рекомендациями ВОЗ в педиатрии выделяют следующие возрастные периоды, отражающие этапы роста и развития.

  1. Период новорожденности - первые 4 недели жизни.
  2. Период грудного возраста – от 1 мес. до 1 года
  3. Период раннего возраста – от 1 до 3 лет
  4. Период дошкольный (первое детство) – от 4 до 7 лет
  5. Период младшего школьного возраста (второе детство): девочки – 8-11 лет; мальчики – 8-12 лет.
  6. Период подростковый: девочки – 12-18 лет; мальчики – 13-18 лет.

Каждый из этих периодов имеет свои особенности.

1 этап (новорожденности)

На первом этапе у ребенка перестраиваются все жизненно важные системы и включаются новые механизмы, которые во время внутриутробного развития не функционировали. Он начинает приспосабливаться к новым условиям существования.

Проблемы

Этому периоду могут сопутствовать незначительное похудение (6-8%) в первую неделю, изменение цвета кожи (желтушный оттенок), формирование стула (кашицеобразный, желтый с кисловатым запахом), становление режима питания и некоторые другие проявления.

Рекомендации

Эти явления сравнительно быстро исчезают и не должны вызывать беспокойство родителей. Особое внимание в этот период следует уделять уходу за кожей ребенка (естественных складок), туалету глаз, ушных проходов, носовых ходов. На этом этапе необходим контроль врача за становлением физиологических процессов.

2 этап (грудной)

Особенностью этого этапа является значительный рост. За первый год жизни ребенок вырастает в среднем на 25 см. Масса тела увеличивается в 3 раза. Происходит смена питания – с грудного вскармливания ребенок переходит на прикормы. Значительно изменяется нервно-психическое и моторное развитие (переход от горизонтального к вертикальному положению).

Проблемы

Этому периоду могут сопутствовать нарушение развития центральной нервной системы (ЦНС), проявление клинических симптомов врожденных пороков, возникновение аллергических заболеваний, изменение микрофлоры толстой кишки (дисбактериоз), оказывающее большое влияние на формирование гастроэнтерологических проблем, резкие изменения минерального обмена в условиях быстрого роста (рахит) и прочее.

Рекомендации

Требуется постоянный контроль педиатра и других специалистов за состоянием здоровья ребенка.

3 этап (преддошкольный)

На этом этапе ребенок начинает ходить, говорить, формируются гастрономические пристрастия и основные черты характера, появляются навыки коллективного общения, заканчивается переходный период созревания некоторых систем – ЦНС, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), иммунная система.

Проблемы

Возможны гастроэнтерологические функциональные нарушения, формирование аллергических заболеваний, причиной которых чаще всего являются продукты питания, отклонение поведенческих реакций и прочее.

Рекомендации

Необходимы регулярные медицинские осмотры, позволяющие выявить заболевания на ранней стадии формирования болезни.

4 этап (дошкольный)

Дошкольный этап развития характеризуется активным развитием функций ЦНС, влияющих на регулирование всех органов и систем. В этот период большинство детей начинает посещать детские учреждения, что влечет за собой повышенную психо-эмоциональную нагрузку.

Проблемы

Увеличивается частота гастроэнтерологических заболеваний и болезней желчевыводящих путей. К пищевым аллергенам добавляются ингаляционные (предающиеся воздушным путем).

Рекомендации

Необходима консультация врача по составлению режима дня ребенка для правильного дозирования физических и психо-эмоциональных нагрузок, соответствующих возрасту.

5 этап ( младшийшкольный)

На данном этапе окончательно формируется головной мозг и строение органов, повышается активность эндокринологической системы.

Проблемы

Часто наблюдаются нарушения эндокринной системы, усугубляющие гастроэнтерологические и аллергологические проблемы, увеличивается частота ревматических болезней, заболеваний сердца, нервной системы.

Рекомендации

Согласовать с врачом режим дня ребенка для правильного дозирования физических и психо-эмоциональных нагрузок, соответствующих возрасту с учетом школьных программ.

6 этап (старшийшкольный)

В этот период происходит половое созревание, связанное с активным развитием эндокринной системы, что в свою очередь вызывает обострение хронических заболеваний, а также проявляются пограничные состояния, которые могут ошибочно восприниматься как заболевания.

Проблемы

Частые обострения хронических заболеваний, в том числе гастроэнтерологических и аллергологических, отягощенные повышенной нервно-психической возбудимостью. Неравномерное развитие органов и систем, приводящее к напряжению резервных возможностей организма.

Рекомендации

Регулярные медицинские осмотры с привлечением узких специалистов, составление индивидуальных программ профилактики и леченитя.